Как научить ребенка понимать время?

Автор Полезно, Что делать?нет комментариев

Время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. Для ребенка время всегда связано с чем-то, с каким-то времяпрепровождением, событием. И это время, закладывающееся чрез места, где он был, и через события, происходившие с ним, остается только в его прошлом или же совершится в будущем. Ведь, например, ребенок никогда не скажет: «Это было в июне». Он скажет: «Это было тогда, когда я был на даче» или «Когда мы ходили в зоопарк». А о будущем он скажет, например: «Это будет, когда я пойду в школу».

В детском настоящем времени нет, т.е. малыш его еще не осознает так, как осознают его взрослые. Но малыш постепенно постигает время, а начинается этот нужный и важный процесс еще в период пребывания в утробе матери. Основы восприятия времени закладываются у ребенка через ритмическую деятельность. Еще внутриутробно ребенок в качестве своего основного ритма воспринимает сердцебиение матери. По ритм сердца матери подстраивается и формируется биоритм ребенка.

 

 

 

 

После рождения для малыша очень важно все, что связано с ритмом, с обязательными повторениями: с режимом кормления, со сменой дня и ночи, а также все ритмичное, что ребенок воспринимает на слух, например песенки, стишки и т.д. Кроме того, малыши и сами ищут ритмы для себя, например, сосут палец, качают головой и другое. Таким образом происходит закладывание первых кирпичиков пространственно-временной ориентации, которая является базовой характеристикой мышления.

Научить ребенка определять время по часам возможно еще до школы. Но до семи лет он вряд ли воспримет это адекватно. Ведь до семи лет ребенок еще не созревает до абстрактного мышления, необходимого для постижения времени, да и детям до школы знать точное время просто не нужно, так как ими управляют взрослые. Так как ребенок живет всегда в настоящем и у него всегда – сейчас, то он не может осознавать причинность событий, а следовательно и строить свое поведение. Первым шагом в осознании событий является понятие о природных сезонах, о месяцах и днях недели. Собственно говоря, это все, что ребенок к семи годам должен знать о времени.

У времени есть два свойства, которые можно понять на примере традиционных часов с циферблатом и электронных часов с четырьмя цифрами. Первое – все возвращается на круги своя и нет ничего нового под солнцем, а циферблат в виде круга – лучшее этому подтверждение. Циферблат позволяет в дальнейшем лучше понять дроби: четверть часа, половина часа, а также на нем сразу видно и прошлое, и будущее. На электронных же часах мы видим только настоящее, которое неумолимо бежит вперед, а это указывает на второе свойство времени – неповторяемость, т.е. все изменяется.

Ребенку полезно знать обо всех свойствах времени, а значит, иметь представление не только об обычных, но и об электронных часах. Сначала дошкольнику нужно дать начальные понятия о времени, которые в дальнейшем помогут лучше воспринять его как абстрактное понятие. Для этого вы можете выполнить со своим ребенком некоторые упражнения. Например, поговорите с ним о его возрасте, сколько ему было три года назад, сколько будет через 2 года и т.д.; Обсудите с малышом его умения раньше, сейчас и в будущем.

Очень важно познакомить ребенка с такими понятиями, как минута, секунда, часи. Это лучше сделать с помощью игры, например «что можно сделать за секунду?» — хлопнуть в ладоши или ударить по мячу. Затем поговорите с ним о том, что можно сделать за минуту, за час, за день.

Другие упражнения – обсудите с ребенком, какие одинаковые действия вы совершаете каждое утро, каждый день и вечер; поговорите с крохой, чем зима отличается от лета, весна от осени. Вместе с этим очень полезно для всех детей петь и слушать разные песенки, считалочки, стихи, т.е. все, в чем есть ритм.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш мог определять время по часам, то вы можете смастерить тренажер. Для этого вырежьте из картона круг, нарисуйте цифры, прикрепите стрелочки и приступайте к обучению.

Как оказывается не так трудно научиться и понять, что показывают стрелки на часах, как осознать, что означает протяженность времени. По-настоящему ощутить время дети могут только с возрастом. Задача родителей – помочь им понять этот сложный процесс, но только не нужно торопить их.