Скачать вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы

Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы. Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Социальная адаптация как цель социальной политики. Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 18. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. Исследование задач семейного воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды. Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание общественной работы в Благовещенске и предложения по ее оптимизации. Организация и содержание социальной работы в России. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями БУ КЦСОН "Пенаты". Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов. Характеристика Управления социальной защиты населения Миасского городского округа. Совершенствование организации социальной защиты детей. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Понятие и специфика детской инвалидности. Выбор и методы обоснования разновидностей реабилитационной работы с детьми-инвалидами на современном этапе. Основные социальные и психологические проблемы детей с ОВЗ их семей. Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ как средство социальной поддержки. Технологии и средства социальной реабилитации детей, программа реабилитации детей с ограниченными возможностями. Процесс психической реабилитации, индивидуальная программа реабилитации. Другая важная закономерность психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья - трудность их социальной адаптации, установления взаимоотношений с социальной средой. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками. Однако рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и, если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией. Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы своим человеком. На сегодняшний день в городе Каменск-Уральске в детских садах активно внедряют программу "Инклюжен" для детей с ограниченными возможностями здоровья, приглашая таких детей на прогулки и занятия вместе со здоровыми детьми, чтобы позволить снизить до минимума недостаток в общении, а также адаптировать здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. По мере взросления у детей дошкольного возраста появляется потребность в общение с взрослыми - это: · Познавательное общение проявляется в виде задавания многочисленных вопросов возраст почемучек на различные темы, причем ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему - как к товарищу. · Личностная форма общения характеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению с взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. У ребенка же с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от тяжести дефекта, данные формы общения в период дошкольного детства находятся, как правило, в зачаточном состоянии или вообще отсутствуют. Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна устойчивость, не ситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции. Божович, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, относится к такой качественно новой форме потребности, когда человека побуждают к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию, к овладению, достижению. В результате психические духовные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения. Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус. Составной частью процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, культурно-историческому наследию, накопленному человечеством, подготовить их к профессиональной деятельности, сделать взаимоотношения с окружающими людьми более доступными и цивилизованными. В России обязательным базовым образованием является общее среднее. Не имея его, человек оказывается не подготовленным к получению профессионального образования и, тем самым, к условиям современной жизни. Поэтому вопрос о школьном образовании инвалидов - один из наиболее важных и наиболее полно рассматриваемых в законодательстве многих развитых стран. Родители часто стоят перед выбором, где обучать такого ребенка - в обычной общеобразовательной школе или же в специальном учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь - сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения. Необходим иной подход и к обучению инвалидов в системе высшего образования. В настоящее время большинство высших учебных заведений не подготовлены к обучению инвалидов с различными видами патологии ни организационно, ни методически, что вносит в этот процесс существенные трудности. Так, инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на колясках, в связи с неприспособленностью помещений весьма затруднительно самостоятельно попасть как в здание учебного заведения, так и в различные кабинеты и аудитории. Незрячим студентам нужны, особенно на начальном этапе учебы, сопровождающие лица. В библиотеках вузов для них не предусмотрена специальная литература с использованием азбуки Брайля, методические и другие пособия. Следует также иметь в виду, что факт поступления абитуриента с ограниченными возможностями жизнедеятельности на учебу в высшее учебное заведение еще не решает проблему его активной социальной адаптации. Он лишь создает для этого лучшие возможности. Студенты-инвалиды, как и до поступления в вузы, по-прежнему нуждаются в дополнительной помощи взрослых. В то же время усилия по обучению инвалидов в профессиональном учебном заведении их социальной реабилитации могут оказаться неэффективными, если они после его окончания не смогут найти место работы. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, тем более выпускники высшей школы, имеют возможности трудиться. Но им нужны гарантии, чтобы их физический интеллектуальный потенциал был востребован и они не оказались после окончания учебного заведения на обочине жизни. Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в раннюю совместную деятельность, интегрированное обучение, приобретение профессии создает предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации - ликвидации последствий в развитии психики и поведении, обусловленные вторичными нарушениями. Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях. Однако надо иметь в виду, что не все семьи могут справиться с навалившимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и социальная помощь, а для этого нужны специалисты, программы, законы. Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная "психологическая стена" между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом. Заключение История развития проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о том, что она прошла сложный путь - начиная от физического уничтожения, непризнания, изоляции до необходимости интеграции лиц с различными физическими и психосоциальными нарушениями в общество, создание для них без барьерной среды. Согласно истории развития этой проблемы на сегодняшний день люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам. И самым слабым звеном в цепочке этих проблем становятся дети-инвалиды их семьи. Решение этих задач может быть лишь системным, способным обеспечить необходимые взаимодействия. Что же касается роли семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то она неизмеримо возрастает. Семья для ребёнка - наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней ребёнок усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками. А помогать решать эти проблемы должно в первую очередь государство через систему законодательных мер, через местные и региональные органы власти и социальные службы. Адаптация же - как цель социальной политики государства, должна стать, прежде всего, в законодательном порядке механизмом установления основных социальных гарантий, их реализации и порядка предоставления социальной поддержки. Но социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, невозможна без изменения отношения самого общества к этой проблеме или в противном случае все старания семьи и социальных служб, и государства будут напрасны. Нужно чтобы общество не только не отгораживалось от этой проблемы, но и наоборот протянуло руку помощи. После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на защиту и обеспечение государством социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья их семей; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как расширение сети реабилитационных центров с применением современных технологий оказания социальных услуг, предоставление государственной социальной помощи на основе социального контракта, развитие электронных ресурсов предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, в том числе посредством Интернет. Список источников и литературы 1. Агентство РиФ "Население России. Статистика, факты, комментарии, прогнозы. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. Реабилитация онкобольного ребенка в детском саду. Очерки истории социальной работы на Беларуси. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям их родителям в Королевстве Норвегия. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Психология больного ребенка: Лекции. Становление и развитие государственной системы специального образования В России. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. Они ждут нашей помощи. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 - 31 октября 1996 г. Новые реабилитационные технологии социальной адаптации интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 2010 г. Основы социальной работы: Учебник. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии "Маленькие ступеньки". Первый периодический доклад по осуществлению положений Конвенции ООН о правах ребенка. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. Российская энциклопедия социальной работы. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Федерального закона от 17. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.


СТОЛ ЗАКАЗОВ: